Масоны. История

Заседание ложи. Медный рудник, Аризона. 1897 год


Мы прошли общие принципы построения и организации масонских лож, а сегодня посмотрим, как они создавались.

Первые собрания членов Лож происходили в тавернах или пивных. Знаю, звучит совсем не таинственно и мистически, но так происходило не зависимо от страны.

Известно точно о первых, изначальных ложах Великобритании, собиравшихся в пивной "Гусь и вертел", пивной "Корона", таверне "Яблоня" и таверне "Кубок и Виноград" (1716 г). В феврале 1717 года все члены ложи встретились в таверне «Яблоня» и объединились в Великую Ложу.

Итак, Великое Ложе основано в 1717 году. У него было три отличительных черты - англиканство, богословская среда, отдельная позиция в обществе. Дальнее станет понятнее, что имеется в виду под каждым пунктом.

Здание Объединенной Ложи в Лондоне

Великая Ложа не имела фиксированного или постоянного места и рассматривалась как символический центр. Настоящее местоположение масонского руководства было неизвестно.

Мне бы хотелось сказать, что история Ложе была занимательной и полной загадок, но это не совсем так. Во-первых, об истории Ложе можно узнать по официальным источникам, то есть по тем документам, которая сама Ложе утвердила (Джеймс Андерсон). Это, мягко говоря, усложняет процесс доверия к написанной истории, так как нет возможности его как-то проверить. Во-вторых, по сути это записи ничем не отличающиеся от расшифровки иероглифов Майя, в таком-то году Ложе возглавил то-то, в таком-то две Ложе примкнули к Великой и т. п.

Также важную часть официальной истории составляет попытка утвердить единые правила поведения масонов. Например, какую-то Конституцию в хрониках называют «старой», причем не ясно почему. То ли старая, потому что взята из более древних манускриптов, то ли потому что на смену ей пришла новая, дополненная Конституция.

Первая часть Конституций - это "История общества франк-масонов" (~1723 год). В ней рассказывают развитие Науки (= строительства и архитектуры) и наук (= все остальные науки и ремесла). Естественно, описание начинается и во многом основывается на Библии. Повествование идет от Ноева потопа до эпохи царя Ательстана.

Далее идет свод правил, который должно исполнять членам Ложе. Это от «ты не должен платить никому из своих Собратьев больше Денег, чем он или они заслуживают» до «ты не должен часто посещать Публичные Дома или быть Сводником для кого-либо из своих Собратьев». Свод предписаний, конечно же, дополнялся с течением времени. Были и отдельные указания для всех участников, отдельные для подмастерьев и т. п.

Во второй половине 1723 года вышла Книга Конституций, которая состояла из переосмысления Старой Конституции, дополненная новыми историями. Андерсон не указан как автор, однако его подпись стоит под текстом. А сам Андерсон считает себя автором, так что в очередной раз сложно понять где правда, где вымысел. Конституции были написаны "для использования ложами", что носит немного другой характер.

В этот раз история начинается с Творения, с Адама и Евы. Уже тут к Богу обращаются как "Великий Архитектор Вселенной". Всех важных персонажей Библии авторы относят к масонам или к знатокам геометрии и архитектуры. Также большое внимание уделяется Англии и её истории, особенно период Генриха 6 (1422-1461 г.).

Кроме того, в документе утверждается, что уже 15 веке было несколько масонских организаций, причем её участниками были как рабочие люди, так и знатные и благородные лица («неработающие масонство»).

Обложка Конституций

Вторая часть Конституций посвящена Предписаниям для неработающего масонства. И еще там описано отношение к религии, Богу и дано вполне четкое виденье верований масонов.

«Вольный Каменщик обязан, в силу данного им обязательства, подчиняться Нравственному Закону и если он верно понимает Царственное Искусство, то никогда не станет глупым атеистом или безбожным вольнодумцем. В старые времена Вольные Каменщики обязаны были исповедовать религию именно той страны и того народа, среди которого пребывают, каковой бы она ни была. Ныне полагается разумным, оставив им самим точно определять свои религиозные убеждения, обязывать их принадлежать к той лишь религии, в которой согласны между собой все без исключения люди. Эта религия предписывает им быть людьми добродетельными и верными, людьми честными и порядочными, вне зависимости от личных убеждений и конфессиональной принадлежности каждого из них, в силу чего Франкмасонство становится Центром Единения и средством установления истинной дружбы между людьми, которые иначе были бы разделены непреодолимой пропастью».

Интересно заметить, что в Предписаниях рекомендуется решать споры между членами через масонскую организацию, также правила и моральные принципы Ложе стоят выше государственных законов. Попробуйте в домашнем задании рассмотреть, к чему могла привести такая политика.

Последняя часть книги - Общие Установления, которые являются отредактированной версией Установлений 1620 года. Первый пункт, как принимать новых участников (с согласия всех членов), второй о порядке создания новых лож (только с согласия Великой Ложи), третий закрепляет эту книгу Конституций как базовую, четвертый полон намеков на тайные ритуалы и правила и не содержит ничего конкретного.

В начале 1730хх годов широкая публика начинает узнавать о масонстве, в том числе благодаря книгам Андерсона, которые стали открыты печати. Тут же появляются и анти-масонские памфлеты, спекуляции о ритуалах масонской среды и т. п. Более того, существовали популярные масонские песни, в которых были зашифрованы тайны масонов. Именно секретной частью организации Андерсон гордился. Он даже напечатал песни масонов в дополнении к Конституциям, но, естественно, не раскрыл тайный смысл их лирики. В домашней работе можете попробовать разобрать несколько таких песен, попробовать найти скрытые тайны и символику масонства.
 

Конституция Андерсона, исправленное издание 1738 года


Выход новой отредактированной версии ознаменовался тем, что скрытые намеки Андерсона превратилось во что-то конкретное и вразумительное и перестали быть тайной. Переиздать Конституции Андерсона попросило само Великое Ложе, чтобы включить историю Великой Ложи с 1688 по 1717 и с 1717 по сей день. Новую книгу так и назвали - Новая Книга Конституций, которая дает хорошее понимание, как менялось масонское самоопределение с течением времени.

По сути, особых изменений в древней истории нет. Период до окончательного формирования Великой Ложи описан очень кратко, вроде – да были нерегулярные ложи, но мало и нечасто. Именно современный период (с 1717 года) представляет интерес.

Во-первых, в целом усилилось влияние религии на текст. По сути, это очередная попытка трактовать Библию и найти в ней то, чтобы поддерживало идеи масонства. В этом издании очень большая часть трактовки коснулась не только истории, но и моральных компасов. Например, особое место занимает Ной как человек праведный, вне определенной религии, который был избран совершить великую цель.

Итак, Андерсон закрепил и утвердил основы масонства, под диктовку Великой Ложи. Если вначале масонство было своего рода развлечением, забавой, не претендующей на масштабное влияние на мир. Однако в последние годы 1730-х годов масонство расцвело и стало появляться всё больше и больше лож. Так же получило развитие масонские ритуалы, правила и обычаи.

История Андерсона стала канонической, но масоны из разных лож не были довольны её текстом и постоянно оспаривали его, критиковали и меняли. Появилось разделение между «старыми» и «новыми» ложами. «Старые» не признавали ни главенствование Великой Ложи, ни принципы Андерсона. «Старые» даже выпустили свой вариант сборника Андерсона – «Ахиман Резон» в 1756 году.

Так в 1813 году Объединенная Велика Ложа исключила Историю из Конституции, идя на уступки «старым» масонам. К началу 19 века организационная структура была разработана, ритуалы в том или ином виде приняты. Распространение масонства пошло очень быстрыми темпами, ложи появлялись как и в тавернах, так и в военных частях, частных домах, замках или даже тюрьмах.

Однако новые ложи не всегда был под юрисдикцией Великой Ложи, а так же иногда они противоречили законам масонства (вели религиозные споры, например). Так что бум масонства одновременно улучшил и ухудшил состояние Великой Ложи.

Постепенно по образу и подобию Великой Ложи Англии стали появляться другие Ложи, в других странах - Великая Ложа Франции (с 1728 г), Рыцари Востока (с 1756 г), Великая Шотландская Ложа (с 1770 года). В 70х годах в масонство попадают знаменитые авантюристы, в том числе и Калиостро. Тогда увеличиваются мистические и алхимические мотивы в работе Ложе. 

Многие пытались использовать масонство на благо революционных идей. Так в Италии появились карбонарии (угольщики), которые по организации походили на масонов. Их главной целью было освобождение Италии от французского влияния (~ 1820е). Они сыграли важную роль в июльской революции 1830 года.

В 1860е года во Франции масонство переходит на сторону республиканских взглядов. Так третье правительство республики почти полностью состояло из масонов (1870 г). Так же в Парижской коммуне было много масонов, К. Маркс говорил в своем интервью: "Их [франкомасоны] индивидуальное участие в деятельности Коммуны было немалым".

В последние годы 19 века ложи занимались обсуждением вопросом образования, социальными проблемами, критикой клерикализма.

В целом они поддерживали либеральные взгляды, отмена смертной казни, улучшения медицинского обслуживания, улучшение качества жизни бедных слоев населения. В конце 19 го века также получило феминистское движение, начали открываться женские Ложи, а так же новые Ложи не делали различий между полом участников.

Примеры масонских лож

Прежде чем познакомится с самыми знаменитыми масонскими ложами, небольшое отступление про каббалу. Кто знает, что это такое, может пропустить этот абзац. Если кратко и упрощено говорить, то каббала считает, что в словах числами зашифрован тайный смысл. Очень похоже на нумерологию. Слово состоит из букв, каждой букве ставят в соответствие число. В русском это, обычно, а = 1, б = 2, в = 3, г = 4, д = 5 и т.д, строго по алфавиту до 33. Иногда, чтобы избежать двухзначных чисел делают вот такую замену: л = 11, 1+1 = 2, м = 12, 1+2 = 3. Как конкретно ставить соответствие букв и чисел, это вопрос не сегодняшнего дня. Каббала в первую очередь ищет скрытый смысл в Библии и через иврит. В каббале используется несколько методов исследования слов, такие как гематрия, темура и другие. Каббала сформировала свой нынешний вид в начале Средних веков, однако и до этого в Европейской культуре были похожие идеи. Например, Пифагор считал, что есть определённые магические цифры, которые можно встретить в природе.

А теперь посмотрим на работу масонских лож на примере мартинизма.


Мартинизм


Мартинизм — традиции, состоящие из смеси оккультизма и религии (мистика + эзотерическое христианство), описывающие способы просветления. Как это обычно и бывает, мартинизм видоизменялся и существует три течения этой доктрины.

 

Первый этап

Тайная организация: Орден Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной.

Год создания: ~1754

Создатель: Мартинес де Паскуалли

Суть: занимались изучением мистических начал иудаизма и христианства, положили начало современному изучению каббалы.

Продолжение: закончил существовать в конце 18 века - начале 19го века, но был восстановлен в 20 веке Робером Амбеленом.

Второй этап


Тайный устав: Благодетельные Рыцари Святого Града или Шотландский исправленный устав

Год создания: 1778

Создатель: Жан-Батист Виллермоз, ученик Паскуалли

Суть: реформация идей 1го этапа

Продолжение: существует по сей день.

Третий этап

Тайное общество/устав
: нет, только собирались кружки, так называемые «Друзья Сен-Мартена»

Год создания: ~1790

Создатель: Луи-Клод де Сен-Мартен, друг Виллермоза

Суть: главный упор на медитацию, внутреннюю силу.

Продолжение: преобразовался в 1886 году в Орден Мартинистов под руководством Огюста Шабосо и Папюса.

Орден Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной

Ламен Ордена Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалли

Как вы уже знаете, в масонстве принято подчеркивать преемственность. Название выбрали исключительно из-за желания связать ложе с Библией, показать, что их корни восходят к самым старым масонам. Коэны - это священнослужители из рода потомков Аарона. Кроме того, статус коэна передавался по наследству по отцовской линии.

Главная книга Коэнов, по сути дела местная Конституция, называется «Трактат о реинтеграции существ в их первоначальных качествах и силах, духовных и божественных». Сокращенно Трактат о реинтеграции, его написал глава ордена Паскуалли в 1771 году.

Книга содержит правила поведения, моральные ориентиры для членов ложи. Заметьте, что ложе создано было ранее 1771 года, и до этого эти принципы передавались устно. Кроме того, автор разбирает Пятикнижие Моисея и пытается найти скрытый смысл в словах и посланиях через каббалу и пифагорейский числовой мистицизм. Кроме того, историю масонства и отдельно коэнов связывали с тамплиерами и орденом розенкрейцеров.

Сам трактат особого интереса не представляет, он полон трактовки Библии на масонский манер, Иисус = Главный Архитектор Вселенной и тому подобное. Главная идея: примирение со всеми людьми через чистое духовное начало (реинтеграция). Данный трактат дал большой толчок к мистическому и спиритическому движение внутри масонских лож.

Благодетельные Рыцари Святого Града

Феникс — символ «Исправленного шотландского устава»

Главным идейный основоположником ордена был Виллермоз. Он создал собственный устав Ложе на основе французского, и вдохновляясь идеями Трактата о реинтеграции. Из последнего он выкинул часть про тамплиеров. Также в шотландском масонстве пока не было четкой организации должностей. Как вы помните, обычно у масонов 3 степени/градуса: ученик, подмастерье и мастер. В шотландском уставе их больше. Добавили секретный уровень, т.е. секретный класс, плюс внутренние степени. Сейчас этот обновленный устав практикуют очень много масонских лож.

Сам Виллермоз был мистиком и только усиливал мистические идеи в масонских кругах.

Также Виллермоз породил интересные дискуссии среди масонов. Он выдвинул теорию, что масоны-алхимики делятся на три категории:

1) люди, для которых целью является создание Философского камня

2) люди, которые ищут Панацею

3) и те, кто ищет первоначальную Науку Великого Делания, которая поможет человеку обрести мудрость

Кроме того интересно заметить, что Виллермоз прохладно относился к Калиостро. Он убедил своих друзей-масонов из Ордена не доверять ни Калиостро, ни созданному им Ложе. Про Калиостро подробнее поговорим на следующих лекциях.


Друзья Сен-Мартена


Итак, мы пришли к Сен-Мартену. Он довершил окончательный переход некоторых Лож в чисто мистический подход. Сам Сен-Мартен интересовался спиритуализмом и магнетическим лечением. Он не делал упор на составление уставов или трактатов, а путешествовал по миру и лично передавал свои взгляды на мир людям. Именно поэтому как такого ложе не существовало, а собирались кружки заинтересованных лиц.

Многие идеи он берет из ранее упомянутых трактатов, но обновляет их на свой манер. Например, он считал, что церковный институт должен исчезнуть, чтобы люди смогли постичь духовное христианство. Человек – отображение Бога, а природа – отображение человека, именно поэтому они взаимосвязаны. В общем и целом, главная суть примерно такая же: человеческое тело – это лишь материя, которая не является совершенной, и только человеческая душа может обрести чистоту, и через божественную любовь наступит окончательная реинтеграция.

Кроме того труды Сен-Мартина были очень популярны в России и привлекли много внимания к себе как среди масонов, так и среди знати. Сен-Мартин навещал Россию, где его учение получило большое распространение. Именно идеи Сен-Мартина положат начало новой ветви мартинизма, под руководством Папюса.

Тамплиеры

Крест тамплиеров

Наверное, первой ассоциацией при слове «масон» станет «орден тамплиеров». Но причем тут орден? Масонство – течение 18-19 веков, орден тамплиеров – времен 12 века и крестовых походов.

Мы уже хорошо поняли отличительную черту масонов: любовь связывать свою историю с интересными и выдающимися событиями. Андерсон связывал с Ноем, а потом даже с Адамом и Евой. Так что нашлись те (Эндрю Майкл Рамзая и Карл Готхельф фон Хунд), кто решил найти масонские корни в крестовых походах.

В итоге 1752 году Барон Хунд основал Орден строгого соблюдения, который в свою очередь, был вдохновлен как бы уже существовавшего другого ордена, который как раз был Орденом Тамплиеров 1743 года. В доме, который построил Джек.

У Барона не получилось создать авторитетный Орден, но дело подхватили другие. В 1779 году тамплиерам из ирландской ложи дали разрешение на создание своей ложи. В итоге масонские ложи разрешили присваивать степень «Рыцаря тамплиера». В 1790г сформировали Великий лагерь Ирландии, в который потихоньку начали присоединяться другие ложи. Кроме того, новая степень «рыцарь» начала появляться в разных ложах, с другими уставами.

Дальше историю рассказывать не имеет особого смысла, вы и так себе её представляете. Вот так крестовые походы 12 века вдруг стали «модной темой» в 18 и 19 веке, и дошли до наших времен. Так что тамплиеры – всего лишь одно из множества масонских лож, ничем, по сути, не отличающееся от них.

Домашнее задание

Не забывайте, что сумма баллов за выбранные вами задания должна составлять ровно 10 баллов. 

Задания на 3 балла:


1) Возьмите 2-3 свода правил из Конституций Андерсона и расскажите о вашем отношении к ним. Можно брать как магические правила, так и общие. (3 балла)

 

2) Рассмотрите песни, которые были приведены в Конституции Андерсона и найдите в них масонские символы, зашифрованные послания и т.п. Можно разбирать песни The Master’s Song, The Warden’s Song, The Fellow-Crafts Song, The Enter'd 'Prentices Song и другие. Песни можно не переводить. (3 балла)

 

3) Расскажите о структуре масонских лож современного мира, выделите основные тенденции их формирования и работы.


4) Расскажите об отличии английского и французского масонства.

Задания на 4 балла:

5) Что произойдет, если общество масонов будет ставить свои законы выше государственных? (4 балла)

6) Расскажите больше о Конституции «старых масонов» - «Ахиман Резон». (4 балла)

7) Расскажите больше о влиянии Лож на большие исторические события, как революция, социальные реформы и т.п. Можно подробней разбирать примеры из лекции. Один-два примера достаточно. (4 балла)

8) Расскажите об еще одном тайном обществе. Можно сравнить его с масонским по структуре, общим признакам и т.д. (4 балла)

Задание на 10 баллов:


9) Составьте план нового тайного масонского общества. Общество должно обязательно иметь структуру, организацию и все отличительные признаки, присущие масонским ложам. Крайне советую перед выполнением задания пробежаться взглядом по масонским лекциям. Можно создавать ложе на основе миры Аргемоны. (10 баллов)

© 2020 Elaine Lindell