19 век. Введение

lec_2_1_welcome.jpg

- Рада вас всех опять видеть! Как видите, у нас перестановка в кабинете, усаживайтесь поудобнее... Да, на стремянке тоже можно сидеть, что тут такого. Сегодня нас ждет общая ознакомительная лекция про магию 19 века, а уже потом мы коснемся каждого пункта подробнее от оккультизма до иллюзионистов.

19 век, действительно, не зря историки назвали «долгим». Большинство изменений, которые завершились в 20 веке (движение за права женщин, улучшение качества жизни детей, укрепление среднего класса и ликвидация многих империй) начались или имели корни в 19 веке. Поэтому с одной стороны можно заметить засилье гуманистических идей и бум науки во всех областях, а с другой стороны все еще мистическое восприятие мира.

Так что, хоть преследования на ведьм практически закончились, но это не значит, что вера в магическое и волшебное исчезло вместе с ведьмами.

Мы захватим немного и 20 век до конца Первой Мировой Войны (1918 год).

 

Сверхъестественные существа и животные

lec_2_1_blommer.jpg

«Феи на лугу». Картина шведского художника Нильса Бломмера. 1850 год.

Вера в магических животных была повсеместна. Больше всего продержалась вера в фей, особенно на островных государствах. Многие считали, что встречались с феями, разговаривали с ними. Известным писателям, таким как К. С. Льюис и У. Блейк, посчастливилось встретиться с феями. Например, в Ирландии верили (1882 год), «если ребёнка нужно было вынести из дому в тёмное время, ему в одежду или люльку вшивали кусочек хлеба в качестве защиты от злых сил». Считалось, что феи могут похитить детей, да и в целом они были довольно гадкими существами. Так что современное радужное представление фей тоже процесс изменения отношения к волшебству.

И забегая совсем чуть-чуть вперед, в 1917 году две девочки, Элзи Райт и Франсис Гриффитс (Великобритания), сказали, что видели фей и играли с ними в лесу. Конечно, им никто не верил, так что они решили сфотографироваться с ними.

lec_2_1_photo_fairies.jpg

Фотографии произвели фурор, а Артур Конан Дойл (да-да, тот самый который написал Шерлока Холмса) поверил им! Он до конца жизни был уверен в их подлинности, да и в целом состоял в определенных мистических организациях, о которых будет рассказано на этом курсе. Конечно, позже доказали, что фотографии были определенным образом смонтированы, да и сами девочки признались в этом.

В магических обрядах Англии важную роль играли «знаменитые» колодцы или источники (их иногда называли выходом в Страну фей). Даже в викторианскую эпоху колодцы считались важными волшебными местами, туда ходили за исцелением. Особенно часто за помощью обращались родители, чтобы излечить детей. Например, колодец Святого Иоанна в Беркхэмстеде считался одним из таких волшебных мест, возле него даже построили часовню. Ещё считали, что можно увидеть лицо будущего супруга или супруги в колодце деревни Гулвал. Но большей популярностью, естественно, пользовались целебные колодцы.

lec_2_1_gnommes.jpg

Во второй половине 19го века Филипп Грибел познакомил Великобританию с садовыми гномиками. Он считал, что маленькие статуэтки гномов в саду могут привлечь настоящих. Хоть традиция украшать место фигурками появилась раньше (примерно с 1616 года), но в моду вошло именно в 19 веке.

Характерные черты


Итак, мистическое восприятие мира по-прежнему было подавляющим, однако наука принесла свой вклад в мироощущение человека. Теперь люди старались изучать магию, по сути дела теми же методами, что и ученые. Создавались приборы, изучались подходы к получению информацию, выводились закономерности.

Именно поэтому в 19 веке получил второе дыхание оккультизм.

Оккультизм – собрание философских взглядов на мир, которые бы смогли вывести общие правила природы, при этом не отвергая знания науки.

Давайте для наглядности разберем пример. Наука знает, что такое золото, каков его химический состав и как с золотом работать. А оккультизм задается вопросом – а можно ли вывести какое-то общее правило, по которому можно любой предмет, зная его физические свойства, превратить в золото, зная его физические свойства?

Оккультизм не пытается отвергнуть науку, а старается в философском смысле обобщить её правила.

Но больше чем алхимия, получило развитие гадание всех возможных форм. Это и астрология, и нумерология, и гадание на картах Таро и обычных картах, и хиромантия.

Магия, как и всё вокруг нас, имеет свои этапы развития, которые тесно связаны с развитием мира. В 15 веке люди задавались вопросом: откуда пришла болезнь, в чём причина? Почему плохой урожай? Почему появилась чума?

Наука затруднялась найти ответы и их находила магия: порча, ведьмы, заклятия, сила Дьявола.

В 19 веке наука дала ответы на вопросы 15 века, но пытливый человеческий ум начал задавать другие: а что будет в будущем? Можно ли предсказать мою судьбу? Могу ли я говорить с умершими?

И теперь магии пришлось отвечать на эти вопросы, видоизменяясь и приспосабливаясь к новому миру. Как появлялись новые отрасли науки – аналитическая геометрия, криптография или вирусология, так и магия отвечала запросам человека – оккультизм, спиритуализм и новые виды гадания.

В следующих уроках мы разберем все это подробней, сегодняшняя наша задача понять, почему и как эти течения возникли.

Кроме того, характерной чертой 19 века стали мистификации и тайные культы. Давайте разберемся с мистификациями на следующих примерах.
 

Лунная история


При этом постепенный уход от волшебного, привел к любопытному результату. Раз волшебства больше не было на Земле, где теперь царствовали ученые, то где же его можно было найти? Правильно, не на Земле. Вот с такой статьей вышла газета «New York Sun» в 1835 году:

lec_2_1_moon.jpg

Величайшие астрономические открытия произведенные в самое недавнее время сэром Джоном Гершелем, доктором права, членом королевского астрономического сообщества и т.д. пребывающим на мысе Доброй Надежды.

Представьте Луну, покрытую океанами, лесами и потухшими вулканами, и ещё с множеством животных, а так же автор заметки - Ричард Локк - разглядел на Луне крылатых человекообразных существ. Естественно, публика приняла это с восторгом и ажиотажем, а тираж газеты просто подскочил.

Кроме того, за отсутствием телефона и телеграфа, новости из Европы доставлялись исключительно пароходной почтой, запаздывая порой на несколько недель, так что оперативная проверка правдивости информации напечатанной в газеты не представлялась возможной. Также не стоит забывать, что в 18-19 веках был небывалый научный подъем, когда жизнь менялась буквально на глазах — на свет как раз в это время появились пароходы, железные дороги, начиналась эра воздухоплавания (воздушные шары), паровые двигатели, термометры и многое другое. Вера во всемогущество науки была повсеместна и довольно слепа, так что средний читатель готов был поверить в возможность появления любого, даже самого невероятного изобретения.

lec_2_1_gans.jpg

Иллюстрация к рассказу «Ганс Пфааль»

Также есть ещё один интересный момент в этой истории. Знаменитый писатель Эдгар Алан По сам хорошо разбирался в литературных обманах. Он сам хотел высмеять слепую веру в науку, которая тогда была распространены повсеместно. Так что писатель, совершенно независимо от Локка, сам выпустил рассказ-мистификацию также на «лунную тему». В нем мы узнаем историю Ганса Пфааля, который попал на Луну на воздушном шаре. Рассказ впервые опубликовали в журнале «Southern Literary Messenger» в конце июня 1835 г., то есть за несколько недель до выхода статей Локка.

Э. А. По хотел продолжить свой рассказ, но ему помешала блестящая мистификация Локка. Э. А.По очень обиделся на Локка, и только потом простил ему этот плагиат, но до конца жизни завидовал его удачливому обману. Сейчас же считают, что рассказ Э.А. По, стыл одним из первых научно-фантастических рассказов и зародил новый жанр в литературе. А в прошлом всё внимание публики было приковано к циклу статей в «Sun».
 

Мистификации

lec_2_1_mistic.jpg

Думаю, вы уже проследили связь появления именно в 19 веке мистификаций и великих мистификаторов, иллюзионистов.

Это было время, когда всё научное казалось немного волшебным, а магическое вполне казалось разумным и научным. Поэтому, пока наука не набрала обороты, великие обманщики росли как грибы после дождя. 19 век был благодатной почвой для всего невероятного и потрясающего, и публика с удовольствием хотела быть обманутой.

Поэтому характерной чертой мистификаций 19 века является псевдонаучность открытий и представлений. Условно, и в 15 веке кто-то мог рассказать байку о восставших из могил мертвецах, но при этом он бы не стал добавлять подробные детали «почему» и «как» так получилось. Может ведьма, может прихоть природы, может место нехорошее. Однако мистификаторы 19 века любили детали, которые по-прежнему было сложно проверить простому человеку.

Например, известный деятель Финеас Барлум, о котором подробно мы поговорим позже, как то показал широкой публике «скелет русалки», на самом деле сделанный из обезьяны и рыбы. И публика поверила ему, так как выглядело все очень и очень убедительно.

Поэтому не удивительно, что когда настоящие исследователи представили свету утконоса, то далеко не все поверили в естественную природу появления такого зверька.

Также с появлением мистификаторов появлялись люди, которые развенчивали мифы и их придумки. Например, математик Анри Декрамп (Henri Decremps, 1746 - 1826) опубликовал несколько работ, в которых раскрывал трюки жонглеров и иллюзионистов. Он постарался найти рациональное объяснение магическим явлениям, и шаг за шагом объяснял, как тот или иной феномен мог быть создан с помощью механизмов. Чуть позже священник Жан-Батист Фьяр (Jean Baptiste Fiard, 1736 - 1818) публикует несколько трудов, которые ставят под сомнения заслуги магов, гипнотизеров и т.п.

Перейдем к последнему характерному признаку 19 века.
 

Тайные общества

lec_2_1_secret_soc.jpg

Холл масонов, Лондон, 1809 год

Магия, как мы уже поняли, отвечает запросам времени. Так же любое ответвление магии, естественно, опирается на какие-то глобальные законы, которые изучает.

Не вдаваясь в философский вопрос, какая разница между «магией», «мистикой» и «верованиями», можно заключить одно: все они тесно связаны и переплетаются между собой. Если оккультизм, про который мы говорили чуть ранее, больше идет в связке «магия-мистика», то тайные сообщества «магия-верования».

Основой и опорой многих тайных организаций является или новая трактовка святого писания (Библия, Коран, Веды, Тора, Трипитака и т.п.), или перемешивание разных культур и писаний, или создание нового религиозного течения. Поэтому объектом исследований тайных сообществ часто являются вопросы, которые заданы в священных писаниях.

На следующих уроках мы разберем тайные сообщества более подробно. А пока:

Домашнее задание

Не забывайте, что сумма баллов за выбранные вами задания должна составлять ровно 10 баллов. Обязательно ознакомьтесь подробнее о критериях оценки домашнего задания вот тут.

Задания на 3 балла:

1) Своими словами, перескажите ключевые моменты лекции. Не надо много описывать или рассказать, только если вы хотите добавить то, что не было описано на уроке. (3 балла)

2) Расскажите о любом сатирическом произведении (написанном с 1750 по 1915 год), высмеивающем суеверия 15-19 веков.  (3 балла)

3) Какие еще известные люди (писатели, политики, ученые, художники, композиторы) 19 века верили в магическую природу вещей? Минимум два примера. (3 балла)

 

4) Как вы думаете, почему колодцы считались волшебным местом? Чем это обусловлено? (3 балла)

Задания на 4 балла:

5) Как вы думаете, почему люди продолжали верить в фей, целебные колодца и гномов в 19 веке? Нужен развернутый ответ. (4 балла)

6) Придумайте свою мистификацию для газет 19 века. (4 балла)

Задания на 6 баллов:

7) Как вы думаете, что такое "магия" в историческом смысле? Какая разница между магией, мистикой, верованиями, суевериями и пр. Включает ли все эти понятия термин "магия" или нет? (6 баллов)

8) Напишите небольшое сочинение на тему «Почему 19 век был благодатной почвой для магических течений, а так же для появления мистификаторов». Не забывайте, что требуется ваше мнение, подкрепленное примерами. (6 баллов)

9) Представьте, что попали в 19 век и у вас ни гроша. Стали бы вы придумывать истории как Барлум, что бы поправить финансовое положение? А истории вроде По? Может быть, у вас есть свой способ заработать денег. Не забываем, что речь идет именно про 19 век. (6 баллов)